С 1 по 25 декабря в Москве пройдет IX Международный рождественский фестиваль «Адвент», организованный фондом Collegium Musicum. В его концертную программу войдут сочинения известных композиторов: Феликса Мендельсона, Иоганна Себастьяна Баха, Клаудио Монтеверди и других. Все концерты состоятся в евангелическо-лютеранском соборе Святых Петра и Павла.

В торжественном открытии фестиваля 1 декабря примут участие Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова и Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова. Под управлением Олега Романенко они исполнят «Реформационную симфонию» и симфонию-кантату «Lobgesang» («Хвалебный гимн») Феликса Мендельсона.

4 декабря в рамках фестиваля пройдет органный вечер «Бах-гала». Органисты разных поколений исполнят на историческом органе собора музыку Иоганна Себастьяна Баха. Программу представят постоянные участники проектов Collegium Musicum — Федор Строганов, Даниэль Сальвадор и Александр Фисейский.

11 декабря концерт даст ансамбль The Readers. В его программу войдут произведения итальянского Треченто — музыка Италии 1300-х годов. Музыканты ансамбля работают только с оригинальной нотацией и играют исключительно по манускриптам.

15 декабря ансамбль Transients представит программу «Механизм Рождества». Мистерия, созданная на основе произведений немецких композиторов раннего барокко, расскажет слушателям историю Рождества.

Концерт «Зеркало в зеркале» 18 декабря пройдет под темой «отражение барокко в современности — и наоборот». В программе альтист Сергей Полтавский вместе с музыкантами-единомышленниками объединит сочинения Генри Перселла и Клаудио Монтеверди с опусами современных композиторов, а старинные инструменты — с саксофонами.

Фестиваль завершится 25 декабря, в день западноевропейского Рождества, исполнением рождественских кантат Иоганна Себастьяна Баха. В праздничный вечер прозвучат две кантаты, которые объединяет гимн Мартина Лютера «Nun komm, der Heiden Heiland» («Гряди, Спаситель народов»).

По материалам culture.ru

 

29 ноября в зале «Известия Hall» в Москве состоится церемония награждения лауреатов XIV Всероссийского конкурса «СМИротворец» на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений в средствах массовой информации. «СМИротворец» — первый отечественный журналистский конкурс, который уже 14 лет принимает и оценивает работы СМИ на языках народов России.

Участниками конкурса 2022 года стали 1238 российских медиа из всех федеральных округов. Они представили более 13 000 материалов: статей, репортажей, радио- и телепередач, документальных фильмов, подкастов, — опубликованных в период с 1 августа 2021 года по 1 августа 2022 года.

В конкурсе отдельно оцениваются две категории: федеральные/региональные и локальные/этнические СМИ. Финалистов выбирало жюри, в состав которого вошли известные журналисты, главные редакторы ведущих СМИ, представители научного сообщества, национально-культурных и профессиональных объединений, законодательных и исполнительных органов власти. Победителями стали 37 СМИ и блогов из 25 регионов страны, их объявит жюри в рамках церемонии.

Призы вручат лидерам в восьми номинациях: «Телевидение», «Печать», «Интернет», «Этнозвук» (радио и другие звуковые форматы), «Детские и молодежные СМИ», «Культурный код» (спецноминация посвящена Году культурного наследия народов России), «Поколение мультимедиа» и «Блоги».

По материалам

 

С 1 по 5 декабря в Рахманиновском зале Московской консерватории пройдет фестиваль камерной музыки «Пять вечеров». Союз композиторов представит сочинения более 40 авторов из 14 регионов страны.

В программу первого фестивального дня войдут произведения современных российских композиторов, которые работают с фольклором и народными инструментами: красочное «Воспоминание о ярмарке», сюита «Театр теней», зажигательная токката для домр, пьеса-поединок «Любовь и ненависть» и «Русский контрапункт». Также 1 декабря состоится мировая премьера фортепианной сонаты «Господин Великий Новгород».

2 декабря слушатели узнают, как авторы исследуют музыку при помощи слуха, зрения и осязания. В программу концерта войдут мультимедийный Luce, видео-арт «procession of singing electrons», электроника пьесы «До свидания, мой любимый 9 этаж» и «Квадратура круга», экспериментальные партитуры и импровизационный сет проекта ElActrio.

3 декабря экспериментальные ансамблевые опусы прозвучат вместе с партитурами для большого хора. Гости вечера услышат тропарь преподобному Андрею Рублеву, поэзию Сергея Есенина и Ольги Берггольц, «Пушкинские рощи», размышления Эдуарда Лимонова, а также поэтический триптих «Благословенному», созданный философом-мистиком и художником Николаем Рерихом.

В программу 4 декабря войдут мировые премьеры пьес «Chiaroscuro» и «Бланка желает кофе», оммаж музыке Генделя и аргентинскому танго, «Серенада» и «Акустико-пространственные миражи». Также во время концерта организаторы наградят исследователей музыки — победителей и лауреатов Международного музыковедческого конкурса «Музыкальная академия».

5 декабря прозвучат сочинение «Калейдоскоп» и фортепианные пьесы из цикла «Дамы филармонического общества», виртуозная флейтовая поэма и соната «2022 год» для домры и фортепиано, «Иллюзия» и медитативная композиция «10 glasses». Некоторые произведения прозвучат впервые: композиторы создали их в рамках программы творческих заказов «Ноты и квоты» Союза композиторов.

По материалам  culture.ru

К 130-летию балета Петра Чайковского «Щелкунчик» Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко представляет новую постановку в хореографии Юрия Посохова. Первые показы состоятся 25, 26 и 27 ноября.

В основе постановки лежит сказка «Щелкунчик и Мышиный король» Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Зрители увидят героев повести, исключенных из классических балетных либретто. А главным лейтмотивом новой версии станет тема первой любви.

В новую постановку хореограф также добавил больше танцев. «Спектакль получился очень большой, танцев очень много, — отметил Посохов. — Я не ставлю классический балет с пантомимой: для меня танец — живой язык от начала до конца. Артистам пришлось заговорить на моем языке: отказаться от знакомых шаблонов, столкнуться с непривычной музыкальностью и новыми переходами. Но у артистов МАМТ огромный опыт в исполнении современной хореографии, и мы друг друга поняли».

Все пространство сцены займет масштабная декорация в виде книги. Художник Полина Бахтина рассказала, что спектакль удивит зрителей «фокусами». «Их задача — погрузить зрителей в состояние ребенка, в состояние счастья и заставить поверить, что все возможно», — уточнила она.

Иван Никифорчин дебютирует в качестве дирижера-постановщика спектакля. «Для меня важно добиться от оркестра МАМТ подлинно концертной, рельефной звучности, в которой политембровые волшебства палитры Чайковского не сводятся к привычной для музицирования в оркестровой яме монохромии», — отметил он.

По материалам culture.ru

 

Критики-современники называли искусство Серебряного века декадансом и ругали за настроение упадка, но позже этот период стали называть «русским Ренессансом». Рубеж XIX и XX веков стал временем возрождения отечественной культуры, когда о русском искусстве заговорили во всем мире. В специальном проекте «Гид по Серебряному веку» «Культура.РФ» рассказывает, какие имена, жанры и стили появились в это время и как несколько десятилетий кардинально изменили отечественную культуру.

В официальной группе портала в Одноклассниках стартует рубрика #УзнаюСеребряныйВек, в рамках которой подписчики узнают самое интересное об этом периоде. Проект продлится до конца ноября.

Пользователи могут послушать тематический плейлист и подкаст к спецпроекту, ознакомиться с подборкой книг, а также пройти тест и узнать, насколько хорошо они знакомы с искусством Серебряного века. В группе портала появятся короткие видео с главными фактами о разных направлениях искусства.

Также пользователи смогут поучаствовать в большом конкурсе и получить подарки от партнеров проекта: 10 наборов услуг «Все включено», «Невидимка» и «5+» от Одноклассников и пять месячных подписок от сервиса цифровых книг «ЛитРес». Розыгрыш стартует 21 ноября в официальной группе «Культура.РФ».

Специально для пользователей Одноклассников редакция портала подготовила стикеры с цитатами Серебряного века. Например, строки «Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!» из стихотворения «Увертюра» Игоря Северянина или «трибун-урбанист» — так называл Владимира Маяковского участник футуристической группы «Мезонин поэзии» Сергей Третьяков.

По материалам culture.ru