С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополнивший Трудовой кодекс РФ Главой 53.1, которой, согласно статье 56.1, запрещается заемный труд. В качестве “заемного труда” в контексте организации и подготовки зрелищных мероприятий может расцениваться привлечение любых специалистов – от ведущих мероприятия до аниматоров, монтажников, фотографов, звукорежиссеров и т.д.

С 1 января 2016 года использовать в Договорах с заказчиками, с подрядчиками, предоставляющими персонал агентству по организации мероприятий, указанные выше формулировки вправе только:

частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст.18.1 Закона № 116-ФЗ «О занятости населения РФ»);

 другие юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к:

  • юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;
  • юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
  • юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

Для того, чтобы получить аккредитацию, частное агентство должно соответствовать требованиям, определенным в ст.18.1 Закона № 116-ФЗ «О занятости населения РФ», среди требований стоит обратить внимание на следующие:

  • частное агентство должно иметь уставный капитал в размере не менее одного миллиона рублей;
  • у руководителя частного агентства занятости должно быть высшее образование, а также стаж работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в Российской Федерации не менее двух лет за последние три года;
  • в качестве частных агентств занятости, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала), не могут выступать субъекты предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения.

Последствия в случае использования персонала, предоставленного организацией, не являющейся аккредитованным частным агентством и не обладающей признаками, указанными в ст.18.1 Закона № 116-ФЗ «О занятости населения РФ» следующие:

  • Признание сделки с условиями о предоставлении персонала недействительной.
  • Признание налоговым органом расходов event-агентства или заказчика, понесенных при получении заемного персонала, необоснованными расходами при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и при проверке налоговым органом обоснованности вычетов по НДС, со ссылкой на то, что агентство, заказчик работали с недобросовестным контрагентом, а также не была проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента. Как результат — доначисление налога на прибыль и НДС на сумму расходов, потраченных при получении заемного персонала для мероприятия, а также привлечение налогоплательщика к ответственности (штрафы и пени).
  • Event-агентство, работающее с заказчиками по агентским договорам, не сможет документально подтвердить расходы по привлечению заемного персонала при работе с неаккредитованным подрядчиком, что несет дополнительные финансовые риски для агентства вплоть до взыскания в полном размере заказчиком с агентства расходов по привлечению заемного персонала, ранее выплаченных агентству, или отказа заказчика от компенсации указанных расходов, произведенных агентством, как неподтвержденных документально.
  • Возможность взыскания агентством по организации зрелищных мероприятий или заказчиком ранее оплаченной стоимости услуг по предоставлению заемного персонала при работе с неаккредитованным подрядчиком или отсутствии у event-агентства, предоставившего заказчику заемный персонал, аккредитации.
  • Отказ event-агентства от оплаты услуг неаккредитованного подрядчика, предоставившего персонал, до даты предоставления подрядчиком документов об аккредитации.
  • Привлечение к административной ответственности всех сторон сделки на основании статьи 5.27 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей в качестве санкций за нарушение статьи 56.1 Трудового кодекса РФ предупреждение или наложение административного штрафа:
  • на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как быть?

Возможны следующие варианты решения задачи получения/ предоставления персонала при организации и проведении мероприятия:

  • Сотрудничество с аккредитованными подрядчиками, соответствующими требованиям новой Главы 53.1 Трудового кодекса РФ. Однако, следует понимать, что в этом случае аккредитован должен быть и подрядчик, предоставляющий персонал агентству, и само агентство, предоставляющее тот же персонал заказчику мероприятия.
  • Изменить структуру правоотношений event-компании с заказчиками и подрядчиками, не применяя наемный труд, для чего следует:
  • Определять условия договора возмездного оказания услуг с формулировками, максимально приближенным к формулировкам Главы 39 Гражданского кодекса РФ — «Возмездное оказание услуг». Это позволит в последствии event-агентству доказать контрольным органам, что деятельность исполнителя не подпадает под понятие «заемный труд», а затраты компании по договору могут быть, при исчислении налога на прибыль, отнесены на расходы, вычет по НДС является обоснованным и законным;
  • Учесть, что в договоре не должна идти речь о предоставлении персонала, сутью договора должно являться оказание услуг, не являющееся предоставлением персонала, например: «Фотограф» = «Организация фотосъемки»;
  • В договоре ввести условие о том, что управление и контроль над работой персонала организации-исполнителя осуществляет сам исполнитель.

Указанные во втором варианте рекомендации позволят event-компаниям и их партнерам, не проходя сложный и дорогостоящий процесс получения аккредитации, избежать налоговых рисков, рисков неоплаты своих услуг по формальным признакам, связанным с введением с 1 января 2016 года «запрета на заемный труд».