Рынок культурных индустрий в России по итогам 2020 года упадет примерно на 20%, подсчитали в InterMedia. Снижение в меньшей степени затронуло зависимые от государственных ассигнований сегменты, как театры и цирки, в большей — частные концертную индустрию и кинопоказ. При этом доля онлайн-сегмента в выручке культурных индустрий за год выросла с 54% до 67%. Между тем участники наиболее пострадавших сегментов считают оценки агентства слишком оптимистичными и говорят о гораздо большем масштабе потерь.

Выручка российских культурных индустрий по предварительным итогам 2020 года упадет с 2,3 трлн до 1,9 трлн руб., или на 20%, следует из отчета агентства InterMedia (есть у “Ъ”). Это подсчеты “Ъ” без крупнейших учтенных агентством сегментов — продаж электроники и рынка доступа в интернет, которые InterMedia относит к культурным индустриям.

Особенность экономики культуры в России в том, что госорганы управляют большинством театров, цирков, концертных площадок, художественных коллективов, музеев и библиотек, отмечают в InterMedia. Например, согласно прогнозу, общие доходы музеев, включая госфинансирование, по итогам 2020 года упадут на 22%, до 74,6 млрд руб., а библиотек — на 6%, до 70 млрд руб.

Негосударственные компании в сфере культуры работают преимущественно в СМИ, книжном деле, кинопоказе и массовой концертной деятельности, и здесь падение как раз ощутимо. Рынок кинопоказа и кинофестивалей упадет по итогам 2020 года на 43%, до 38,5 млрд руб. Рынок афишных мероприятий (концертов, спектаклей, шоу) сократится на 33%, до 142,3 млрд руб., рынок закрытых мероприятий, включая корпоративы,— вдвое, до 18 млрд руб.

Сохранить положительную динамику выручки по итогам года удастся сегментам, напрямую связанным с цифровыми коммуникациями.

Доля доходов от онлайн-форматов в сфере культуры, включая продажи в интернете билетов, вырастет с 54% в 2019 году до 67% в 2020 году. Наиболее выраженный рост могут показать легальные видеосервисы, чья выручка по прогнозу вырастет на 36%, до 56,1 млрд руб. По-прежнему увеличиваются обороты и пиратских ресурсов: выручка нелегальных сервисов (аудио, видео и книжных, включая торренты и Telegram-каналы) вырастет на 11%, до 6 млрд руб.

Киносети говорят о более серьезных проблемах. «По нашим оценкам — а они реалистичны, так как мы уже видим показатели декабря,— падение выручки по итогам 2020 года составит 55–60% по сравнению с прошлым годом. Падение рынка в целом будет примерно таким же, а оценка в 43% слишком оптимистична»,— говорит директор по маркетингу объединенной сети «Формулы кино» и «Синема парка» Сергей Кузнецов. В 2021 году кинопрокат вряд ли сможет вернуться к уровню 2019-го, полагает он: «Даже первые две недели января, которые дают до 15% годового оборота, уже ограничены требованием к заполняемости залов в 25%, потери выручки за январь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года будут превышать 50%».

Другие наиболее пострадавшие отрасли тоже не ждут быстрого улучшения ситуации. «Среди отраслей мы самые пострадавшие, в этом году мы работали только процентов на 5»,— заявил глава Ассоциации концертно-театральных и билетных организаторов Владимир Зубицкий. И при заполняемости зала на 50% в Москве концертные организаторы «уже не могли выходить в плюс», затем в столице было введено ограничение в 25%, напомнил он. Финансовой поддержки от государства отрасль не получает, сетует господин Зубицкий. При этом на сегодняшний день, по его словам, более 10 млн билетов на перенесенные концерты находятся на руках у зрителей, а отрасль приходит к пониманию, что уже перенесенные концерты, возможно, будут снова перенесены — уже с 2021 на 2022 год.

По материалам kommersant.ru 

Такие требования появились после того, как Роспотребнадзор наказал Ледовый дворец, где прошли два концерта рэпера Басты. Ведомство установило, что на мероприятиях не соблюдались ограничения, введенные из-за коронавируса COVID-19
Власти Санкт-Петербурга обязали всех организаторов массовых мероприятий обосновывать численность зрителей, а также сообщать возраст находящихся в залах, говорится в сообщении городского комитета по культуре.

«Заявителю необходимо обосновать численность посетителей мероприятия и информировать об их возрасте, так как с 4 декабря запрещается доступ лиц до 16 лет на мероприятия, проводимыми театрами и иными организациями исполнительских искусств», — говорится в сообщении.

Городские власти отметили, что с 4 декабря заполняемость залов в городе не может превышать 25%, но окончательное число зрителей, которых могут допустить на мероприятие, будет определяться решением комитета.

В сообщении говорится, что комитет в вопросе определения максимально допустимого числа посетителей развлекательных мероприятий исходит из «конструктивных и иных особенностей» места их проведения, наличия необходимого оснащения и достаточных сил и средств, которые обеспечивают выполнение требований, предусмотренных постановлением властей.

Кроме того, комитет на этапе согласования будет проверять соответствие QR-кода проводимому мероприятию или виду деятельности, а также план по предотвращению рисков и устранению возможных нарушений по COVID-19, которые могут возникнуть во время мероприятия.
В клубе А2 Green Concert РБК рассказали, что самое страшное в новых ограничениях — это «отсутствие конкретики» в критериях согласования мероприятий. «Мы до последнего не будем знать, будет ли согласован концерт, а в случае отказа не будем знать его причину. На все воля Комкульта [Комитета по культуре правительства города — прим. РБК]. Оказалось, что можно во время проведения концерта получить отказ в его согласовании. Оказалось, что тебя могут попытаться закрыть задним числом. Невозможно быть к такому готовым. Неопределенность очень пугает», — пояснил представитель клуба.

Арт-директор Aurora Concert Hall Дарья Борисова рассказала РБК, что новые правила согласования мероприятий достаточно серьезно сказываются на работе площадки. «Мы каждую неделю с 12 сентября, как нам разрешили работать, продумываем новую схему: несовершеннолетних не пускаем, теперь пускаем, а теперь рассаживаем и пускаем только 25%. Мы каждый раз готовы ко всему и соблюдаем абсолютно все меры, диктуемые Роспотребнадзором, но нашу работу все продолжают ограничивать», — сказала она.

«Сейчас мы должны указывать в заявке помимо прочей информации возраст гостей. Каким образом его определять, если билеты покупаются через сайты? Или если билеты были куплены давно? На законном основании мы не имеем права проверять документы на входе, если это не ночное мероприятие, а возрастной ценз концерта носит лишь рекомендательный характер. А отвечать за то, что на концерте присутствуют лица младше 16 и старше 65 лет, будет площадка», — уточнила Борисова.

«На данный момент мы продолжаем попытки сохранить концерты по афише, но уже определяем с организаторами резервные даты на случай, если мероприятию откажут в согласовании», — заключила она.

В конце ноября в Петербурге прошли два концерта репера Басты (Василий Вакуленко). После их проведения в Сети появилось видео с одного из мероприятий, где можно было увидеть зрителей без масок, которые стоят «плечом к плечу». Глава Роспотребнадзора Анна Попова поручила проверить соблюдение ограничительных мер на концертах музыканта. Роспотребнадзор установил, что они проходили с нарушениями: публика не соблюдала социальную дистанцию, не использовала средства защиты и не оставалась на местах для зрителей.

Заместитель гендиректора Ледового дворца, где проходили мероприятия, Георгий Николов отмечал, что оба концерта проходили в тот период, когда ограничение по заполняемости концертных залов в Петербурге составляло 50% от общего количества мест. В свою очередь, представитель комплекса сообщил, что 27 ноября на мероприятии присутствовали 6306 человек, 28 ноября — 6208. Вместимость дворца составляет 13 486 зрителей.

Сам Баста, комментируя прошедшие концерты, поблагодарил всех зрителей. Музыкант отметил, что его команда долго готовила мероприятие, поскольку проведение в соответствии со всеми правилами безопасности было непростой задачей. «Заполняемость зала Ледового дворца на наших концертах составила 50%. <...> Не было билетов без мест, не было танцевального партера <...>, на входе маски выдавались бесплатно, в фойе по требованию Роспотребнадзора в необходимом количестве были санитайзеры», — заявил он.

Пиар-менеджер лейбла Gazgolder, которым владеет Баста, Наталья Мостакова в разговоре с РБК заявила, что команда рэпера при организации концертов строго следовала предписаниям властей Санкт-Петербурга и Роспотребнадзора. В итоге Ледовый дворец, где проходили концерты, был оштрафован на 480 тыс. руб.

По материалам РБК

 

Федеральная цифровая платформа Минкультуры России «PRO.Культура.РФ» и компания «Нетология» объявили о запуске образовательного проекта, направленного на развитие цифровых навыков сотрудников учреждений культуры.

Программа состоит из бесплатных мероприятий и постоянного обучающего курса, на котором работники музеев, библиотек, театров и домов культуры смогут обучиться навыкам работы в виртуальной среде, инструментам привлечения и расширения аудитории, а также эффективной коммуникации.

Проект стартует 11 декабря бесплатным и доступным для всех желающих онлайн-митапом «Как культурным проектам привлечь молодую аудиторию». Слушатели смогут перенять опыт практикующих специалистов, работающих в направлении маркетинга культуры, которые расскажут, как выделять целевую аудиторию и создавать для неё наиболее интересный продукт, а также пояснят, как продвигать культурные мероприятия без большого бюджета и какие каналы коммуникации лучше использовать в этих целях.

А 14 декабря стартует бесплатный образовательный курс «Digital-маркетинг в сфере культуры», посвящённый темам работы с соцсетями, подготовки контента для разных каналов продвижения, созданию спецпроектов, а также организации онлайн-мероприятий для широкой аудитории.

На этот двухнедельный курс можно записаться:

на сайте «Нетологии» https://bit.ly/2VyRQle;

на платформе «PRO.Культура.РФ» https://bit.ly/3lBH4W9

 

До 10 января 2021 года на сайте nova.art проходит прием заявок на участие в конкурсе проектов молодых художников Nova Art 8. Мероприятие организует галерея Anna Nova совместно с фондом поддержки культуры, искусства и образования «Александр».

Nova Art объединяет художников, музеи, вузы, галереи и бизнес. Проект позволяет художникам воплотить любые идеи в реальность и помогает развитию современного искусства в России.

В этом году тема конкурса — «Новая кожа: миф технологического тела», в рамках которой художникам предлагается поразмышлять о новой, формирующейся сейчас человеческой идентичности и ее границах, а также о механизмах создания политических мифов. Впервые в конкурсе смогут принять участие художники до 40 лет. 

По окончании конкурса международное жюри выберет 12 победителей, которые представят прототипы своих проектов на финальной выставке в Санкт-Петербурге летом 2021 года.

Подробнее о конкурсе читайте на официальном сайте https://nova.art/

По материалам culture.ru

 

Роспотребнадзор приостановил работу Ледового дворца в Санкт-Петербурге после концерта рэпера Басты (Василия Вакуленко).

Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что о закрытии комплекса был вынесен соответствующий протокол, материалы дела также были переданы в суд.

Ранее во вторник Попова доложила о произошедшем премьер-министру России Михаилу Мишустину, заявив, что расследование ведомства подтвердило собрание «недопустимо большого количества людей на концерте». Мишустин отметил, что «пренебрегать безопасностью наших сограждан ради коммерческой выгоды — недопустимо».

 

По материалам lenta.ru