Москва пестрит билбордами, призывающими сделать выбор в пользу того или иного новогоднего мероприятия: детского или взрослого, или сразу для всей семьи. Пока потенциальные зрители определяются с предпочтениями, у организаторов массовых театрализованных зрелищ работа в самом разгаре. Так называемые «елочные кампании» выходят на финишную прямую. Художника-постановщика Давида Мативосяна удалось перехватить между его проектами и узнать о том, что сейчас происходит в профессиональной художественной сфере, а также поговорить о закулисье масштабных российских проектов.

- Как ваши «елочные» мероприятия? Работа кипит?
- Уже сдал проект детского театра «Кураж», мы делали для них декорации и костюмы для интерактивного спектакля. Это, конечно, малая форма, но интересно поучаствовать и в таких мероприятиях. Вообще мы довольно часто работаем с супругой, Надеждой, в тандеме. Она тоже художник. Мы выработали для нас двоих общую стилистику.

- Давид, каким образом Вы пришли в профессию? Она Вас выбрала или Вы ее?
- Я когда учился, еще в школе, так вышло, что стал работать в ТЮЗе Царицинском, монтировщиком. И постепенно все театрально-постановочные иерархии преодолел, побывал во всех профессиях, связанных с технической частью. А потом уже сделал и свой первый проект, как художник.

- Летом Вы были художником по костюмам на Чемпионате мира по водным видам спорта. Расскажите о нем. Что нужно было отразить?
- Вода – как жизнь, как любовь. Взаимодействие человека с водой. Наполнение стихией, отношение к ней – в таком ключе стояла задача создать костюм. Но! Все прекрасно понимали, что одежда и вода – вещи не совместимые. Работать в мокром и при этом хорошо выглядеть довольно не просто. Абсолютно все! Обувь, парики, головные уборы –так или иначе должно было намокнуть.

- Как Вы вышли из такой ситуации?
- Решение мне подсказало увлечение дайвингом. Мы использовали ткань, из которой шьют гидрокостюмы. С ней и в воде ничего не могло не случится, и она идеально сидела на артистах. В костюме комфортно и легко работалось.
В интро, у нас по сути, большой морской риф собирался из костюмов. Мне удалось убедить режиссера, что нужно затронуть тему яркого подводного мира. Но сначала я отрисовал эпизод чего-то больше похожего на фэшн-коллекцию молодежной одежды. 

У нас в постановке костюмы даже «расцветали». В одном номере, когда прошел дождь, цвета на костюмы просто «упали». Для всех это стало очень неожиданным эффектом. Очень зрелищно! Использовали краску, которая от воды становилась прозрачной. Или, например, артист выходил в белом, а потом костюм становился цветным.

- Какие еще материалы удалось использовать в шоу?
- У нас было много пластиковых волн – порядка ста пятидесяти элементов, все это сделано в ручную, с помощью температурной обработки, лазером резалось. Что-то приходилось делать самому, что-то делали специалисты. Безусловно, были и сложности, выкручивались, что-то изобретали.

- Например?
- Допустим, для сушки обуви мы использовали сушилку коньков казанской ледовой арены. На улице ставили огромные павильоны с костюмами, где они проветривались, создавали искусственные сквозняки, подключали пушки тепловые.

И это все не исключая обыкновенных рабочих моментов, когда приходилось заменять артиста по какой-то причине, поэтому в костюмерной стоял раскроечный стол, швейные машинки, все было готово, чтобы ушивать, перешивать, создавать заново. В этом смысле мероприятие можно сравнить с «Формулой 1». За все время подготовки у меня не было ни одной субботы, ни одного воскресенья. И тоже самое касалось моих технологов и пошивочных мастерских: кто-то отправлялся на закупки, кто-то уже получал ткань, кто-то ехал на закатку неопрена и так далее. Очень большой спектр работы.

- Наверняка повезло с командой?
- Да, конечно, команда Алексея Сеченова и Игоря Крутого - это мечта любого постановщика, любого творческого человека. Тебе доверяют, просто спрашивают: «Ты считаешь, что это будет хорошо? – Отлично!Берем в работу!» Мы не делали шоу из отдельных эпизодов, оторванных друг от друга, они по смыслу связаны между собой. На выходе это полноценный продукт, из которого убираешь официальную часть и получается спектакль, театральное действо, которое можно потом еще несколько раз показывать, что и сделали в Казани.

- Чем отличалась подготовка к Чемпионату по водным видам спорта от Универсиады?
- Это были совершенно разные задачи. На Универсиаде мы должны были представить страну, рассказать историю татарского народа. Нужно было показать Россию в мире, Татарстан в России.

Работа над Универсиадой была долгой, длиной в 1,5 года, необходимо было отрисовать 350 образов, плюс ко всему на каждый образ рисовали по 5 эскизов, если зайти к нам в мастерскую, то там лежит талмуд только одних эскизов. Я уже не говорю о технической документации по пошиву. В итоге получилось 2500 костюмов.

Но несмотря на огромный объем работы, я скучаю по этим проектам. Обычно за дня два до Открытия начинают подкашиваться ноги. Переживаешь неимоверно. Ненавидишь. Ссоришься. Потом, конечно, все мирятся, когда уже мероприятие завершилось. Сейчас с большой нежностью вспоминаю все, что было. И просто не понимаю, откуда силы находились, откуда идеи появлялись.
Это очень приятно, что дали возможность посвятить себя полностью проекту. Довольно часто бывает полгода разговоров, а потом за два месяца нужно сделать то, что «наговорили», поэтому все опаздывает, хромает, а здесь было все в порядке.

- Где вы искали информацию по национальному татарскому костюму?
- Мы сначала в Москве обращались к представителям диаспор для консультации, чтобы соблюсти все тонкости. Они нам кое-что подсказали. А уже в процессе выяснилось, что по сути никакой информации о волжских булгарах не сохранилось. И на встречу пошла городская администрация Казани, когда пустили нас в исторические запасники, где мы с супругой посмотрели на золотые украшения – единственное из предметов, что сохранилось до нашего времени. Это были какие-то невероятные плетения, орнаменты, небывалые формы.

В мастерских, где мы шили костюмы, как раз разрабатываются национальные платья для Сабантуя и других татарских праздников. И они действительно узнали в наших эскизах настоящие народные костюмы. Сказали: «Это наше! Все в порядке, можно шить!»

- Ну, если даже местные отметили, видимо и правда было прямое попадание…
- У нас была забавная история: после первой репетиции пропали несколько пар сапог. Из 180 пар осталось - 175. Потом выяснилось, что девушкам так они понравились, что артистки просто ушли в них. Но, к счастью, сапогли нашлись.

- А на что вы ориентировались, когда создавали костюмы? Были какие-то специальные задачи для телевизионной трансляции?
- Я ориентировался за зрителя, который здесь и сейчас. 45 000 человек это тоже большая ответственность. На стадионе впечатления совершенно другие. Телевизионная трансляция ограничивает тебя четырьмя углами своего телевизора. А зритель, находящейся непосредственно на площадке, в гуще, может смотреть само действо, быть его участником.

- То есть у вас практически не было каких-то рамок?
- Нет, почему были, но тем не менее поле все равно большое для деятельности. Ты ограничен и задачей драматического характера, которую перед тобой ставит режиссер, и техническими элементами, то есть какими-то видео вставками, и рамками сцены, и рисунком танца, и колористикой, и общей стилистикой. Рамок очень много, но при этом свободу тебе дает каждое из искусств. Полет фантазии не ограничен, экспериментов очень много и с разными материалами, с необычными фасонами, с трансформацией костюма. Этого хватает с лихвой.

- Как Вы думаете, есть ли необходимость в профессиональном сообществе, таком как «Академия Праздничной Культуры»?
Да, конечно, такое сообщество нужно, потому что необходимо делиться опытом, создавать дух конкуренции. Это всегда стимулирует, подстегивает на какие-то открытия, движение вперед. Мы не завидуем заработанным деньгам. Мы завидуем тому, что какая-то интересная идея приходит не тебе в голову, а кому-то другому.

Сейчас мы с коллегой, он конструктор, придумываем, технологические приемы для театров и массовых шоу. Это совершенно точно, не использовалось еще нигде, и подходит к решению конкретных задач. В буквальном смысле, изобретаем, придумываем прямо с нуля. Могу пока только сказать, что это придаст постановкам динамику.